Проблемы со смартфоном - ремонт или возврат денег?

Смартфон – это мобильный телефон, который дополнен функциями карманного персонального компьютера. Особенности этого устройства - наличие операционной системы и многозадачность, то есть возможность одновременного выполнения нескольких команд и параллельного запуска приложений.

При возникновении спорных ситуаций между покупателями и продавцами относительно смартфонов, дорогих аппаратов, необходимо помнить, что они представляют собой технически сложный товар и отмечены в соответствующем списке, утвержденном законодательными органами. Именно поэтому работники подразделений службы защиты прав потребителей зачастую сталкиваются с ситуациями, когда данный товар по законному требованию потребителя довольно неохотно принимается продавцом даже в ремонт. Настоящие же драмы разворачиваются, если у клиента возникло желание обменять бракованный товар на исправный или, более того, получить обратно деньги за неисправный аппарат.

Вопрос «Есть ли у меня право вернуть потраченные деньги?» беспокоит сегодня многих, ведь иногда продавцы ведут себя так, как будто и ремонт является большим одолжением для покупателя. Практика показывает, что даже в ситуации, когда смартфон используется около полугода, вопрос может быть актуальным (правда, речь идет о добросовестном использовании, в строгом соответствии с инструкцией: то есть его не роняли, не ударяли, на него не попадала вода и т. д). И, тем не менее, например, экран начал постепенно отходить от аппарата, смартфон можно вернуть или обменять на новый. Хорошо, если у покупателя имеется привычка сохранять товарные чеки. Однако даже это, как ни странно, не является обязательным условием для возврата или замены аппарата, вопреки распространенному мнению. Закону ведь неважно, какими именно средствами вы докажете, что произвели покупку в конкретной торговой точке. Достаточно, например, свидетельства двух человек или видеозаписи. Но обычно менеджер магазина свой товар признает — репутация оказывается дороже бессмысленных споров с настойчивым покупателем.

Кроме того, согласно Закону о защите прав потребителей, покупатель может воспользоваться своим правом обратиться не только в то место, где непосредственно приобрел бракованный аппарат, но и в сервис-центр бренда смартфона или его производителя, если таковой имеется. Практика показывает, что обменять некачественный товар или получить его стоимость в подобном случае даже легче — уважающие себя производители обычно в курсе всех недочетов товара, знают о слабых местах и браке в линейке конкретной модели и без споров вернут уплаченные средства или предоставят в пользование новый аппарат. Бывает, что центра технической поддержки нет поблизости или такового вообще не предусмотрено в месте нахождения потребителя. Или, например, там все-таки отказались удовлетворить просьбу покупателя, остается обратиться напрямую к продавцу. Если отказывается и он, остается один выход — писать претензию и судиться. Что касается претензии, можно обзавестись результатом независимой экспертизы, но лучше не тратить на нее деньги — при наличии претензии экспертизу обязан при дальнейшем разбирательстве оплатить продавец.

Обычно недобросовестные продавцы принимают товар «на проверку качества», которую не следует путать с независимой экспертизой. Это тот случай, когда продавец пытается установить брак самостоятельно. Если брак был установлен, продавец или менеджер магазина обычно лично не заинтересован в обмене товара или, хуже того, в возврате денег покупателю, и он стремится уговорить покупателя на ремонт смартфона, разъясняя последнему, что на такой технически сложный товар существует специальная процедура обмена или возврата сроком на 15 рабочих дней. Расчет такого продавца прост — покупатель сочтет такой срок слишком длинным и не станет настаивать на возврате денег или обмене и согласится на ремонт. Как показывает практика, этот расчет оправдывает себя.

Однажды согласившись на ремонт, вы отказываете себе в праве в дальнейшем произвести обмен бракованного смартфона или вернуть затраченные средства деньги, так как ст. 18 Закона о защите прав потребителей предоставляет покупателю выбор между ремонтом, возвратом денежных средств в размере уплаченной суммы или заменой товара, который можно сделать лишь однократно. При выборе же опции «ремонт» вам придется пользоваться сервисом, предоставляемым продавцом, производя периодическую починку аппарата с браком столько, сколько потребуется, чтобы продлить срок его эксплуатации. Скорее всего, смартфон при этом «не доживет» даже до конца действия гарантии, и вы будете вынуждены приобрести новый. Поэтому, если в вашем аппарате имеется подтвержденный брак, который делает невозможным или просто неудобным его дальнейшее использование, требуйте его замены на новый или уплаченных денег, в течение срока пока действует гарантия (он обычно зафиксирован в соответствующем талоне или книжке) смело и уверенно. Вернуть бракованную вещь даже через полгода использования — ваше право, установленное Законом. Почему бы не воспользоваться им?